Тамара Григорьевна Киндяшова – повар. Трудится она в детском противотуберкулезном санатории «Белое озеро», ни разу не сменив места работы, практически всю жизнь. Сколько, Вы думаете? Не поверите, 55-й год!
Совсем юной пришла она сюда. Окончив 7 классов, в 1961 году устроилась в санаторий на кухню мыть посуду. Ей было 17 годков. Вряд ли она видела в то время советский комедийный фильм «Девчата», снятый в том же 1961 году режиссёром Юрием Чулюкиным. Хотя юную повариху Тосю Кислицыну напоминала. Такая же, как киношная героиня, простая, с открытой душой, ответственная девчонка, которая просто не умела плохо выполнять свою работу.
Родной Мордовский Канадей был рядышком, и от заповедных мест озера с его лесами веяло домом. Приученная родителями, простыми деревенскими людьми, к тяжёлому крестьянскому труду, она с удовольствием влилась в многолюдный, дружный коллектив санаторного общежития, не зная устали работала. Совестливость и ответственность перед людьми не позволяли отрабатывать положенные часы, уходила тогда, когда работа заканчивалась… Прилежность и трудолюбие кухонной работницы заметили, и через полгода повысили, переведя в официантки. Только вот должностные обязанности официантки 60-х годов в санатории и ресторане «Метрополь», например, разительно отличались. Официантки санатория должны были, во-первых, протопить корпуса. Для нужд санатория с озера утром и вечером привозили по 10 бочек воды (водопровода не было, воду из озера пили, на ней готовили еду). Официантки должны были её выгрузить. Они же подготавливали её для питья: кипятили её, и остывшую разливали по графинам, расставляли по столам ещё до завтрака. А еще обслуживать детей. Питание было пятиразовым. В летнее время здесь оздоравливалось по 270, а зимой - по 170 детей…
И в официантках недолго пробыла. Смышлёной Тамаре через год доверили поварское дело. Бойкая, от природы скорая на руку, она всегда интересовалась процессом приготовления пищи. Разносолов дома не было. А тут такое разнообразие в блюдах. Новые названия, способы готовки, секреты сами собой запоминались, примечались. И вот самоучке не стало равной по кухне: удавалась и выпечка, и запеканки, хвалили и первые блюда, и каши… В то время дипломы были не обязательны, оценивался повар по качеству приготовленных блюд. Потом, конечно, придет пора заканчивать соответствующее учебное заведение, но корочки нужны будут разве что для делопроизводства.
Несмотря на то, что повар – главенствующая должность, работы у него всегда было невпроворот. Из оборудования на кухне в то время были только руки. Готовили пищу на огне, в конце смены из дровяной плиты, которую топили двухметровыми дровами, выгребали семь ведер золы. Дел много. Поэтому Тамара Григорьевна никогда не гнушалась черной работы, и сейчас помочь почистить овощи девчатам не считает зазорным для себя. Привычка у неё с юности: уходит домой, когда все уже закончили свою работу, пищеблок чисто вымыт, подготовленный к началу следующей смены.
Работали до ночи, жили дружно. Дежурные по общежитию должны были протопить помещение, убраться и вымыть полы. Девчачьи кровати, аккуратно застеленные на солдатский манер хрустящими белыми простынями, казались после многочасовой смены такими мягкими, а отдраенные комнаты - такими уютными. Простоту и незатейливость быта сторицей окупала молодость.
Статную красавицу Тамару, первую на работе, простую и отзывчивую в кругу подруг нельзя было не приметить. На товар нашёлся и купец. Тамара Григорьевна и Николай Семёнович поженятся в 1963 году, и пронесут высокое чувство любви через всю жизнь.
И муж, и жена, работая в санатории, начинали свой рабочий день ранним утром. Николай Семёнович в 4 утра уже отправлялся за молоком и овощами в соседние Сосновку или Дубровку. Как правило, ездил на лошади. Молока нужно было много – шесть фляг. Привезёт, а в семь уже отправляется на машине за другими продуктами в Новоспасское, в Николаевку. Он работал при санатории экспедитором. Некогда было и Тамаре, в это время она начинала работать на кухне.
1965-й год ознаменовался для молодых родителей появлением на свет первенца – сына Сергея. Два месяца декретного и 18 дней отпуска пролетели быстро. Мальчика устроили в ясли-сад, и Тамара Григорьевна вышла на работу. Молодая семья только обустраивала свой быт. Жили в бараке на восемь семей. Тесно, скромно, но дружно. Денег не хватало. И Киндяшовы подрабатывали истопниками. 15 лет каждый день до ухода на работу топили 5 голландок в зимнее время в детском саду. Всё успевали. Позже родится дочка Елена.
- Жизнь прожить – не поле перейти. Сладко никогда не было. Конечно, вспоминается и хорошее, - вспоминает Тамара Григорьевна.
- А что любили в детстве ваши дети? - спрашиваю.
- Блины! Пекла каждый день на завтрак, - смеётся она, с удовольствием вспоминая старые времена.
- С удовольствием идёте на работу!
- Конечно, за разговорами, смехом день пролетит незаметно – говорит.
- Что делать дома? Внуки выросли. В Самаре и в Москве. Наезжают нечасто, у всех заботы, свои дела. А я со всем пока сама справляюсь.
Чисто и уютно в доме. Зелень домашних цветов – увлечение хозяйки - впечатляет яркостью и ухоженностью. Передо мной великая труженица. Её рабочий день по-прежнему начинается в пять утра и заканчивается в 8 вечера. А ей хоть бы что. Выглядит бодро, смеётся от души. Бог дал ей доброе здоровье и большое сердце, чтобы с любовью готовить для ребят. Такие люди не знают возраста. И пусть никого не удивляют ею наработанный стаж. Ей столько лет, насколько она себя ощущает. Побольше ей трудовых будней.
|