Когда на рубеже 1980-90-х годов атеизм перестал быть одной из доминант государственной идеологии, в среде интеллигенции стало хорошим тоном ругать «моду на религию» и подтрунивать над «вчерашними партийцами, которые двинулись в церковь». Разве во взрослом человеке может, — вопрошали критики, — в одночасье произойти столь серьезная перемена?
Если отвечать на этот вопрос прямо: да, может. История Церкви знает немало примеров того, как искреннее покаяние делало из грешного и даже преступного человека не просто праведника — святого.
Говоря откровенно, я не вижу ничего плохого в «моде», если это мода на что-то хорошее. Кто станет возражать против моды на утреннюю гимнастику и чтение хороших книг? Такая «мода» стала бы проявлением зрелости общества. Так же обстоит дело и с так называемой «модой на религию». Мировоззренческий вакуум заставил постсоветское общество (может быть, не всё, но значимую часть) обратиться к духовным сокровищам нашей веры, и я считаю это положительным явлением.
Опасность я вижу не в пресловутой «моде», а в поверхностном, недостаточно серьёзном восприятии религии. Ведь вера — это вопрос жизни и смерти, это выбор, который определяет жизненный путь человека.
Непонимание этого может принимать разные формы. Внешне это может проявиться в неоднократных переходах из одной религии в другую. Думаю, что как раз в этом случае можно говорить о некой «игре» под соусом «духовных поисков». Кстати, на Западе это распространено гораздо шире, чем у нас. К выбору мировоззрения нужно подходить серьёзно и взвешенно. А не как к дегустированию вин.
Есть и другая опасность. Человек может придерживаться религиозных убеждений, соблюдать обряды, но воспринимать свою религию как нечто обыденное и традиционное. Руководствоваться в жизни не евангельскими истинами, а мирским «здравым смыслом». Это страшное явление. Спросишь: а где сейчас твои дети? «Пошли в ночной клуб. Да пусть детки порадуются, ничего страшного». И вот это «ничего страшного» уродует наши души.
Дай Бог, чтобы все православные христиане твёрдо помнили: вера должна быть смыслом нашей жизни. В веру нельзя играть. По вере можно только жить.
ФЕОФАН, Митрополит Симбирский
и Новоспасский.
|