Фермеры Фомины, что живут в Канасаево, занимаются сельскохозяйственным производством не первый год. Канасаево, несмотря на удалённость от райцентра, - удивительное место. Село утопает в лесах. Речка в зарослях ольхи и черёмухи, - «мекка» для игр и забав детворы. Простор и тишина настраивают на философский лад, тем более, когда дела все переделаны и с раннего утра скотина наедает бока на вольном выпасе.
Николай Николаевич и Татьяна Витальевна Фомины родились и выросли на земле, поэтому, наверное, и не смыслят свою жизнь без деревни. Было дело, уезжали и в город. Добросовестно трудясь на производстве, заработали квартиру в Самаре. Приезжали в родное Канасаево разве что в отпуск. Возвращаться в сельскую неудобь, непроезжую и непролазную, когда и воду-то надо было сначала наносить из колодца, Татьяне настоятельно не велела мама, желая дочке лучшей доли… Да, видно, от судьбы никуда не деться. Однажды приехав по грибы, вволю побродив по родным лесам, вздохнув полной грудью деревенского свежего воздуха, Татьяна предложила мужу остаться, махнуть на городскую жизнь рукой. Николай Николаевич согласился не раздумывая, поставив условие – непременно выкупить у райпо брошенный магазин под жильё. Старое кирпичное строение, наверняка, чья-то в прошлом усадьба, за советское время пережило немало хозяев. Была здесь и школа, ещё дед Фоминой ходил сюда в четвертый класс, но и он не знал истинного владельца. Сказано-сделано – это только в сказках бывает. Потрудиться, конечно, пришлось. Четыре года восстанавливали. Зато теперь просторный дом фермеров, благоустроенный, с высокими потолками, просторный и тёплый (толщина стен около метра) поспорит удобством и с городской квартирой. Во всём заслуга Н. Н. Фомина, его поистине золотых рук.
Началось всё с коровёнки, с разработки огородов, с излишков ранних зеленцов. О нарядах к празднику, морских курортах Фомины не помышляют. «Вроде по осени мы с деньгами, но их опять вкладываем в дело», - рассказывает Татьяна Витальевна. Деревенские и те нередко говорят: «Тебе это надо (ранняя дойка, полный двор скотины, навоз, присесть некогда)?» «Я не понимаю, как это жить в деревне без скотины. Отелится корова, вот и тёлочка. Как можно её, такую красоту, и под нож? Оставляю на племя. Было шесть коров, двух пришлось выбраковать. Доим мы с мужем вместе. Приобрели доильный аппарат. Намучилась с сепараторами. С таким количеством молока, как у нас, они моментально выходят из строя. Сколько их уже накопилось. Дочь Катя нашла по Интернету производственный сепаратор, мощный. Выписали и вздохнули. Домашняя сметана расходится на ура. Делаю сыр двух сортов – «адыгейский» и «брынзу». На сыр тоже спрос. Летом иногда и не успеваю выполнить все пожелания клиентов. И на творог, и на молоко есть покупатель. Для своей семьи стараюсь, для детей, внучка Мирослава подрастает», - делится собеседница.
В 2012 году ЧП КФХ Фомин Н. Н. получил грант. C целью развития малых форм хозяйствования на селе в Ульяновской области действует ведомственная целевая программа поддержки начинающих фермеров региона. Фомины разработали и представили для участия в конкурсном отборе, в соответствии с условиями и требованиями программы, бизнес-план о строительстве пруда и зоны отдыха с гостевыми домиками, деревенской банькой для отдыхающих в деревенском стиле (всё это займет территорию примерно 2 га). Областная конкурсная комиссия нашла проект действенным и оказала фермерам государственную поддержку на развитие бизнеса в сумме 250 тыс. рублей. Фомины начали строительство пруда, примерно треть работ сделано в прошлом году. Ведь каждый год в Канасаево едут многочисленные отдыхающие со всех концов России. Будет здорово, если здесь им предложат стильный деревенский курорт.
Планов у фермеров много. Теперь они уже располагают двумя тракторами - МТЗ-80 и ДТ-75. Совсем недавно пополнили имевшееся навесное оборудование, на корову обменяли культиватор. С техникой «на ты» в КФХ зять Фоминых – Василий Владимирович Панкратов. Теперь, когда и вспашка, и сенокос, и многие другие сельхозработы механизированы, надумали фермеры обновлять и наращивать стадо. Опять же взяли кредит в банке, прикупили к своим четырём ещё восемь телят в возрасте 1,5 месяцев. Дело «за малым» - поднять молодняк. Оформлены документы на землю. На 162 га своих полей планируют фермеры засеять многолетку, зерновой клин для скота.
Зеленеет на подоконниках у хозяйки рассада помидоров. Ветры пока не дают обустроить самодельную тепличку. Но в скором будущем томаты и перцы переселятся именно туда. Удаются у Татьяны Витальевны ранние огурцы, на огороде уже повыскакивал чеснок (предусмотрен и на реализацию тоже). Недавно в старенькой конюшне захрюкали поросята. Это уже для себя. На молоке свиньи поднимутся быстро, мяса хватит для всей семьи. К Пасхе выведутся индюшата. Продаёт Фомина и домашние яйца…
Отсыпанная дорога назад по щебню кажется такой же длинной. Лукавлю, не такой же. С собой увожу удивительное чувство сопричастности к чему-то простому, настоящему. Татьяна Витальевна, рассказывая про историю русского села Канасаево, которое насчитывало в своё время до шести тысяч жителей, отметила, что название у него сейчас татарское (от князя Канаса), называлось оно когда-то Покровским. Обмелела здесь и речка. Но важнее, чтобы не «обмелели» люди. То, чем заняты индивидуальные предприниматели Фомины, не даёт сиюминутных миллионных доходов. Продают они то, что выращено и сделано своими руками. А вот блеска в глазах, планов у этих людей много. Не обо всём рассказано в этой небольшой заметке. Решила, что недосказанность даст читателю пищу и для размышлений, и, очень может быть, для своего бизнес - плана.
Зоя ТОМКИНА.
|