Российская школа переживает сегодня серьезные
преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков
пришел Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового
поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода,
развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования
становится полноценное формирование и развитие способностей ученика
самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения,
контролировать процесс и оценивать полученный результат, т.е. научить учиться.
Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Начальная школа является составной частью всей системы
непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал
обогащенного развития личности ребенка. Педагоги начальной школы призваны учить
детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность,
владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую
находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной
информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
Наша школа активно
включилась в реализацию государственного образовательного стандарта второго
поколения. Работа была начата с изучения пакета документов (базисного
учебного плана, примерных программ, планируемых результатов), а также
педагогического, методического, кадрового и материально-технического
потенциала образовательного учреждения.
Педагоги начальных
классов Т. Д. Пиянзова, Л. Н. Чичина, Л. А. Рузанова прошли курсы повышения
квалификации в г. Ульяновск по теме: «Стандарты второго поколения». Начали свою работу с составления рабочих
программ по учебным предметам в соответствии с требованиями ФГОС и организации
занятий внеурочной деятельности. В учебно-воспитательной работе педагоги
использовали современные развивающие технологии, обеспечивающие формирование
универсальных учебных действий у учащихся.
В ходе введения ФГОС велась работа по развитию
профессиональной компетентности учителей начальных классов, внедряющих новый
образовательный стандарт.
Обучение в 1-х классах велось на основе учебно-методического
комплекса «Планета знаний».
Педагоги 1-х классов принимали активное участие в
методических объединениях начальной школы по освоению ФГОС младшими
школьниками, показывали открытые уроки. Проведённые открытые уроки, выступления
учителей школы получили высокую оценку. Были отмечены научный подход,
реализация принципов личностно-ориентированного обучения, гибкость и
самостоятельность мыслительных действий учащихся, умение находить выход из
проблемных ситуаций, отстаивать собственное мнение.
Стандарты второго поколения определяют новые требования к
результатам обучения.
Всеми учителями первых классов заведены «Портфолио». Его
составляющими компонентами являются: лучшие творческие работы ученика, листы
индивидуальных достижений, лесенки достижений, стартовая диагностика, итоговые
контрольные, читательские дневники, грамоты, благодарственные письма, дипломы,
фотографии и др.
Первоклассники плавно и безболезненно адаптируются в
условиях новой образовательной среды. Они охотно включаются в самостоятельный
поиск новой информации, учатся
рассуждать, ставить перед собой учебные задачи, делать выводы,
обосновывать своё мнение.
В классах у детей сложились доброжелательные взаимоотношения,
что тоже является одним из условий формирования здоровьесберегающей
образовательной среды.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом, основная образовательная программа начального общего образования
реализуется через внеурочную деятельность и организуется по направлениям
развития личности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
интеллектуальное, культурное. Учащиеся посещали кружки от Дома детского
творчества (спортивная секция, «Ритмика», «Веселый карандаш» «Юный эколог»,
«Город мастеров»). Внеурочная деятельность
была организована так, чтобы обеспечивался баланс между
двигательно-активными и статическими занятиями. Форма их проведения полностью
отличалась от урочной системы обучения. Такие занятия реализовались в виде
экскурсий, кружков, секций, соревнований, поисковых и проектных исследований,
которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.
Первый год введение ФГОС показал как свои положительные
стороны, так и выявил ряд проблем,
которые необходимо отметить:
- недостаточное методическое обеспечение учителя начальных
классов;
- неполное соответствие материально-технической базы
кабинетов начальной школы требованиям ФГОС.
Подводя итог проделанной работы, можно сделать выводы, что
концептуальные идеи и пути реализации
ФГОС актуальны и востребованы современной образовательной системой.
Ольга Щеголева, заместитель директора Николаевской средней
школы.
|