Продолжение. Начало на 1 стр.
После победы на поле Куликовом эта дата навсегда осталась в
памяти русских людей. Все возрастающее почитание святых мучеников на Руси после
Куликовской победы и выразилось в создании особой иконы «Чудо о Флоре и Лавре»,
на которой Архангел Михаил вручает уздечки по-военному оседланных коней Флору и
Лавру. Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете иконы: «Когда мы видим этих святых
среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в
этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и
сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более чем
какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик;
но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего
Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не
самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах
земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство -
лошадь».
Икона XV века с таким сюжетом хранится в Третьяковской
галерее. Всадник-воин - очень точный образ Святой Руси и ее призвания (не
случайно и святой воин великомученик Георгий снова возвратился на герб России).
Русь в образе «Чудо о Флоре и Лавре» видела благословение воинского служения.
Сам водитель светлого небесного воинства Архангел Михаил вручает святым мученикам
поводья боевых коней. Это напоминание и призыв России к её народу последовать
по пути, завещанному нашей духовной историей - соединение мирного
земледельческого труда с воинским служением.
Одни из ворот Московского Кремля, построенного святым
благоверным князем Димитрием Донским, назывались Фроловскими, по названию
надвратной церкви в честь святых мучеников; в старой Москве, кроме этого, были
еще три храма Флора и Лавра. Эти храмы были построены в местах, рядом с
которыми находились лошади, а также скот для продажи или хозяйственных нужд.
(Кроме храма на Зацепе это храмы на Покровской улице и у Мясницких ворот).
Конский праздник широко отмечался в дореволюционной России. Так, в Москве, на
Мясницкой улице, напротив здания Почтамта, устраивалась бесплатная выставка
орловских рысаков. В Фроловской церкви неподалеку проводился специальный
молебен.
На Руси братьев-мучеников в просторечии называли Фролом и
Лавёром и считали покровителями лошадей и конюхов. Именно поэтому день
почитания их памяти называют еще и лошадиным праздником, конским праздников или
Днём лошади. В этот день к лошадям относились по-особенному: не использовали
даже для самой необходимой работы, чистили, купали, заплетали ленты в хвост и
гриву. На Флора и Лавра служили святым угодникам молебен, после свершалась
«конная мольба» - окропление лошадей святой водой. Это происходило повсюду на
Русской земле. Прежде святые Флор и Лавр были известны всем, их изображения
можно было найти в каждом крестьянском доме.
Молили о заступничестве Флора и Лавра во всяких ситуациях,
когда речь шла о лошадях. Если в коровниках помещали икону святого Власия, то в
конюшнях непременно старались поместить образ Флора и Лавра. На протяжении
всего периода выпаса пастухи в своих просторечивых молитвах всегда упоминали
Флора и Лавра, а также Егория (6 мая - Георгий Победоносец, также почитаемый
как защитник домашнего скота, и, прежде всего, как покровитель лошадей):
«Спасите и помилуйте, Фрол и Лаврей, святый Егорий Храбрый, милые кониные и
коровьи стада, кони и кобылы, и коровы... »
В заключение отец Иосиф поздравил всех с праздником, призвал
тренеров и спортсменов любить лошадей, молиться о них и привёл высказывание
великого русского писателя А. И. Куприна: «Если кто полюбит по-настоящему наше
конное дело, то уже это навсегда, на веки веков. Оставить нельзя. Можно бросить
вино, табак, азартную игру, женщины от тебя сами рано или поздно отвернутся. Но
истинного любителя – прекрасный вид лошади, её могучее ржание, ее стремительный
бег, ее чистое дыхание, ее добрый запах – будут волновать и тревожить
неизменно, до глубокой старости, до самой смерти, и я даже полагаю, что и после
нее».
Диакон Виссарион (Белых), клирик храма в честь
Архангела Михаила с. Морд. Канадей.
|