Много
лет пронеслось после Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся свидетелей
тех трагических событий. Но те, кто ещё с нами, продолжают вспоминать ужасы войны,
хотя с годами становятся скупы на слова, стараются, оберегая нас, не говорить о
страшных подробностях минувших дней. Вот и участников Сталинградской битвы,
наших земляков, в живых уже не осталось никого, но сохранились их воспоминания
в памяти родных, в пожелтевших вырезках из газет, в музейных документах.
Екатерина Никитична Тимошкина: «Мне было 16
лет, когда началась война. Как и многие сверстники, я стремилась на фронт, но
заявление в военкомате не принимали, говорили, что мала. Это не мешало работать
на лесозаготовках. Как только исполнилось 17, вновь отправилась в военкомат.
Отправили учиться на правую Волгу – зенитчицей. После окончания училища
зачислена была в 767 зенитно-артиллерийский полк. Вместе с боевыми подругами
охраняла переправы через Волгу под Сталинградом».
Василий
Матвеевич Тимонин, награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За Отвагу»,
«За боевые заслуги»: «Призван 30 августа 1942 года. Обучение молодого бойца
прошло в Саратове. Спустя 2 месяца отправили в Мичуринск на формирование.
Зачислен в миномётную роту в составе отдельного 226 стрелкового батальона
Сталинградского фронта. Немцы круглые сутки бомбили наши передовые части, шли
на нас и танки. В ночь на 13 декабря враг на рассвете перешёл в яростное
наступление, неся большие потери, но все атаки его были безуспешны. Наши войска
тоже несли большие потери. Погиб в этом бою и мой товарищ, Журавлёв Иван, родом
из Саратовской области…».
Михаил
Тимофеевич Чичин за проявленное мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими
захватчиками награждён орденом Отечественной войны 2 степени, орденом Славы 3
степени, одиннадцатью медалями. На фронт призван в июне 1942 года. Службу начал
в 36 мотострелковой бригаде, которая формировалась под Вольском. Здесь принял
присягу и на фронт, в самое пекло – в Сталинград. Войну прошёл от Волги до
Эльбы.
Из
воспоминаний ветерана: «Попала как-то к нам немецкая почта, которая шла с
фронта в Германию. Вот что писал домой один немецкий офицер (его звали Генрих):
«… мы попали в самый настоящий ад. Русские постоянно бомбят, обстреливают из
артиллерии, яростно атакуют. Даже перекусить некогда, а в котелках для еды
каша, перемешанная с землёй. Русские солдаты бесстрашные, смелые, особенно,
когда идут в рукопашный бой. А когда начинают стрелять русские «катюши», то тут
немецкие солдаты вообще сходят с ума и бросаются в панику. Мне 36 лет, но уже
поседел, всё лицо в морщинах и выгляжу сейчас, наверное, на все 60. Вы бы даже
не узнали меня. Мы поняли и почувствовали мощь оружия и мужество русских
солдат…».
Константин
Лаврентьевич Ключников: «1 августа 1942 года на рассвете наша 149 отдельная СБ
на барже переправилась с левого берега на правый, в г. Сталинград. Фашисты были
на подступах к нему. Город горел после бомбёжки противника. Наша рота
автоматчиков прибыла в район тракторного завода, для охраны штаба бригады, но
чаще мы были на передовых позициях под Сталинградом. Фашисты рвались к городу.
Наши войска стояли насмерть, но враг имел большое преимущество в танках и
самолётах, которые бомбили день и ночь. Кольцо вокруг Сталинграда сжималось и в
ноябре 42-го фашисты заняли почти весь город. Мы с тракторного завода вышли в
посёлок Спартаковку и там держали оборону. К этому времени нашу роту
автоматчиков объединили с ротой разведчиков. Каждый день ходили в разведку в
тыл врага, добывая сведения о силах противника. Отступать нам было некуда, за
спиной была Волга. Был один лозунг: «За Волгой для нас земли нет – стоять
насмерть». А противник всё больше и больше старался столкнуть нас в Волгу. Но
мы выстояли, отразив все атаки врага».
Владимир
Васильевич Фёдоров: «Мне особенно памятны последние дни этой великой битвы, когда
наша автомобильная часть была брошена туда для подвозки боеприпасов войскам, громившим
армию Паулюса. Снарядами для «катюш» мы загружались на станции Калач и доставляли
их на огневые позиции за 120 км от места загрузки по разбитым дорогам под постоянным
обстрелом и бомбёжкой. Немцы старались сорвать подвоз боеприпасов. Больше месяца
водители не смыкали глаз по ночам. Днём возить боеприпасы было рискованно, а ночи
зимние длинные, но и ночи хватало только на один рейс. Условия дорог, состояние
машин, притушенные фары позволяли двигаться только со скоростью 10-15 км в час.
Но трудности мы преодолевали настойчиво и задачу, поставленную командованием, выполняли.
Наши войска своевременно получали боеприпасы».
Елена
КОШУРОВА, заведующая районным историко-краеведческим музеем.
|