Проблема
правового регулирования труда лиц старших возрастных групп в настоящее время
как никогда приобретает особую актуальность, что связано с ростом численности
пенсионеров по возрасту и стремлением многих лиц, достигших пенсионного
возраста, продолжать работу на производстве.
Использование
труда пенсионеров, сохранивших трудоспособность и желание трудиться, имеет немаловажное
значение не только для самого пожилого человека, но и в решении проблемы рационального
использования трудовых ресурсов. Это тем более важно, что уже в настоящее время
доля граждан старшего поколения составляет свыше 20 % населения, а в
долгосрочной перспективе процесс старения населения страны усилится.
Использование
труда пенсионеров по возрасту имеет существенное значение как для них самих,
так и для формирования дополнительного резерва трудовых ресурсов. Одним из
путей решения проблемы дефицита трудовых ресурсов может стать выполнение
мероприятий разработанного Правительством Российской Федерации Комплекса мер,
направленных на повышение занятости граждан предпенсионного и пенсионного
возраста до 2020 года. Ни для кого не
секрет, что сейчас работодатели предпринимают требования к возрасту и опыту
работы. По последним данным социологов,
более 44 процентов объявлений о вакансиях России предъявляют требования к
возрасту, 29%- к полу и 19%-к стажу. Возрастная дискриминация является одним из
проявлений предупреждений, вне зависимости
от личных особенностей работника. Вместе с тем, возраст не является
характеристикой профессионализма и компетентности.
С
возрастом 55 и 60 лет (соответственно для женщин и мужчин) связано наступление
права на пенсионное обеспечение, но этот возраст не является верхним пределом
трудоспособности. С возрастом 16-55 (60) лет связывают трудоспособность граждан
условно. Имеющиеся возрастные ограничения для некоторых категорий работников
(госслужащих, руководителей вузов и др.) касаются права занятия определенной
должности, но не лишения права на труд в целом. Следовательно, пожилой человек,
ставший пенсионером по возрасту, продолжает оставаться равноправным субъектом
трудового права и работодатели обязаны предложить все имеющиеся вакансии.
В целях избавления от лиц пенсионного
возраста работодатели предпринимают различные способы, в частности внесение
изменений в штатное расписание, приводящих к сокращению работников. Известны
случаи внесения в коллективные договоры условия о первоочередности сокращения
лиц, достигших пенсионного возраста. Такое условие не может применяться,
поскольку согласно ст. 9 ТК РФ коллективные договоры не могут содержать
условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым
законодательством.
В настоящее время в Ульяновской области
разрабатываются меры по борьбе с
трудовой дискриминацией молодежи и людей пожилого возраста: готовится проект регионального
Закона «О запрете возрастной дискриминации при трудоустройстве» (о наступлении
административной ответственности работодателей за распространение информации о
вакантных рабочих местах, которая содержит возрастные ограничения работников).
28
мая 2013 года в ОГКУ ЦЗН Николаевского района
был проведён «круглый стол» по обсуждению мер, направленных на повышение
занятости лиц предпенсионного и пенсионного возраста. Граждане в случае нарушения
их трудовых прав могут рассчитывать на юридические консультации, которые можно
получить в ходе «горячих» и «прямых»
линий в центре занятости населения района по телефону 2-13-30 и в администрации МО «Николаевский район» по
телефону 2-10-45.
Е. Г. Кузнецова, ведущий инспектор ОГКУ ЦЗН
Николаевского
района.
|