"Наш край" Николаевский район Ульяновская область

Суббота, 20.04.2024, 02:48

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | | Регистрация | Вход

Главная » 2016 » Май » 18 » Григорий Балыхин: «От учителей зависит развитие страны на десятилетия вперед…»
08:52
Григорий Балыхин: «От учителей зависит развитие страны на десятилетия вперед…»

Грамотные и разносторонние профессионалы – они нужны в любой сфере науки, производства, творчества.  Сегодня с этим не будет спорить никто, также, как и с тем, что таких специалистов может обеспечить только качественное образование. 
Где можно получить такое образование?  
До сих пор большинство абитуриентов и их родителей полагают, что это возможно только в столицах – Москве, Санкт-Петербурге… 
Однако основа грамотной государственной образовательной политики – в том, чтобы качественное обучение было доступно в любом регионе Российской Федерации. 
Григорий Артемович Балыхин в Государственной Думе прошлого созыва возглавлял Комитет по образованию. Сегодня он представляет в Госдуме Ульяновскую область и стремится к тому, чтобы образовательные возможности полностью удовлетворяли ее школьников, абитуриентов и студентов.

– Григорий Артемович, чем для Вас является работа в Госдуме – признанием заслуг, долгом, а, может быть, удовольствием?
– Любая работа, которая хорошо получается – это удовольствие. Получается ли моя работа у меня – судить не мне. Хочу сказать только, что профессиональные обязанности, связанные с выборными должностями, мне приходилось выполнять не единожды. Я избирался, люди голосовали за мою кандидатуру, и их выбор для меня всегда был не только оценкой труда, но и огромной ответственностью, которой я не имею права пренебрегать. Вся моя профессиональная жизнь посвящена российской образовательной системе. С самого начала моего преподавания в Российском университете дружбы народов, я поставил для себя задачу – не просто донести до студенческой аудитории необходимый материал, но и создать атмосферу «интереса к предмету». Это была моя работа и одновременно необыкновенное удовольствие – заинтересовать младших коллег и продолжать совершенствовать свои преподавательские и исследовательские навыки.
Хочу также отметить, что на каждом этапе своего жизненного и профессионального пути я чувствовал благодарность – прежде всего, по отношению к школьным учителям. Я и сегодня считаю, что именно от того, какие в стране учителя, зависит ее развитие на десятилетия вперед, успех каждого конкретного человека и конкурентоспособность нации. Поэтому одним из главных составляющих образовательной работы Госдумы всегда будет – совершенствование системы общего образования и повышение социального статуса учителя. 
– Вы как-то сказали: «Образование - это воспитание и обучение, причём воспитание на первом месте». По Вашему мнению, какие ещё шаги можно предпринять в области воспитания школьников? Какие проекты в этой сфере будут запущены в 2016-2017 годах?
– Ключевым событием в сфере воспитания в 2015 году стало утверждение Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Не так давно, 12 марта 2016 года, принят и утверждён федеральный План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания.
Новая стратегия рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет, который требует консолидировать усилия различных ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и институтов гражданского общества. И мы стараемся действовать в соответствии с этой стратегией. 
Считаю, что сейчас очень  важны консолидация и согласованные действия со всеми заинтересованными  ведомствами: Министерством искусства и культурной политики, Министерством физической культуры и спорта, Министерством здравоохранения, Управлением по труду, занятости и социального благополучия, Управлением по семейной политике, федеральными службами: УМВД по Ульяновской области, службой контроля за оборотом наркотиков по Ульяновской области, молодёжными общественными организациями, различными  детскими фондами. 
Отвечая на вопрос, не могу не сказать, что, в  соответствии с Указом Президента Российской Федерации, создается Общероссийская общественно-государственная  детско-юношеская организация «Российское движение школьников», цель которой – совершенствование государственной политики в области воспитания подрастающего поколения и содействие формированию личности на основе «присущей российскому обществу системы ценностей».
 Общеобразовательные организации  нашего региона  уже сегодня готовы к созданию территориальных отделений Общероссийской организации на базе школ региона. 
У нас в подавляющем  большинстве  школ  действуют детские общественные организации и органы ученического самоуправления. Опыт работы этих объединений позволит  им стать основой для создания «Российского движения школьников». Серьёзным кадровым потенциалом   в процессе  создания новой организации станет  институт старшего вожатого. В  более двухстах  общеобразовательных организациях Ульяновской области уже работают  вожатые.   Сегодня роль старшего вожатого имеет высокую значимость в реализации поставленной задачи. Ведь, именно на старшего вожатого возложена задача создания детской организации в школе, и каждое  учебное заведение в новом учебном году обязано предусмотреть  полную ставку старшего вожатого. 
Ещё один значимый   вопрос ближайшей перспективы, о котором очень много говорят в последнее время,  не могу оставить его без внимания - необходимость  возвращения  трудового  воспитания  в школу, как основу для социализации личности и дальнейшего выбора профессии и жизненного пути.  Уверен, что  сложившаяся ситуация  требует признать  трудовое воспитание неотъемлемой частью образования на законодательном уровне.
–  Сегодня   много говорят о перегруженности современных школьников... Как Вы считаете, что можно сделать, чтобы избежать последствий такой перегрузки – как физиологических, так и психологических?
– Для сохранения, поддержания и защиты здоровья детей необходимо создать оптимальные условия учебного труда, психологический климат в семье и школе, режим дня.
Этим вопросам мы уделяем немалое внимание. Режим учебного дня контролируется требованиями СаНПиН, что гарантирует строгое соблюдение требований при формировании учебных планов каждой школой; ограничение объема домашних заданий, введение утренней зарядки в каждой школе, динамических пауз для младших школьников. Кроме того, эти требования предполагают оснащение современным оборудованием учебных помещений для урочной и внеурочной деятельности; строительство бассейнов, спортзалов и спорткомплексов.
– Школа – это основа, мы говорили об этом. Но сегодня общеобразовательных школ становится меньше из-за «укрупнения», создания мощных учебных комплексов. При этом в стране идет процесс укрупнения не только школ, но и высших учебных заведений. Как Вы считаете, сколько вузов нужно для того, чтобы выпускники школ смогли получить востребованное образование?
– В стране уже прошел первый этап укрупнения вузов, в результате чего появились федеральные университеты. Второй этап пройдет в ближайшие годы и связан он будет с созданием опорных университетов. Однако не стоит рассматривать процесс создания опорных вузов как сокращение бюджетных мест для приема. В Министерстве не раз подчеркивали, что суть реформы «не в механическом слиянии университетов», а в «синергетическом эффекте» от объединения потенциалов учебных заведений.
О масштабном проекте по реформированию регионального высшего образования было заявлено еще в начале лета 2015 года. Опорные университеты, согласно проекту, должны быть созданы при объединении небольших региональных вузов. При этом, по словам Д.В. Ливанова, Министерство поддерживает объединение вузов только при выполнении двух условий. Во-первых, такое объединение должно быть добровольным, то есть коллективы вузов принимают добровольное решение об объединении. Во-вторых, объединение должно соответствовать стратегическим интересам развития конкретного региона.
Тем не менее, в настоящее время на демографическом фоне в вузах страны идет сокращение количества студентов. Если в 2011 – 2013 годах их в России было шесть – семь миллионов, то сегодня меньше 5 миллионов, а через несколько лет станет менее четырех миллионов. При этом уже на протяжении четырех лет ведется мониторинг эффективности вузов, логика установления критериев мониторинга заключается в развитии вузовской науки, повышении заработной платы преподавателей, обеспечении нормальных условий получения образования и обучении с привлечением современного учебно-лабораторного оборудования и средств ИКТ. За два с половиной года сеть образовательных организаций высшего образования, имеющих госаккредитацию, сократилась почти на тысячу вузов и филиалов. В сентябре 2013 года их было около 2300, в январе 2015-го – 1990, сейчас их менее полутора тысяч. Часть вузов лишается аккредитации, и это объективный процесс, если какие-то образовательные организации уже не вписываются в новые требования. 
– Григорий Артемович, как показал опыт, в частности, национального проекта «Образование», российские высшие учебные заведения способны разрабатывать высокотехнологичные и оригинальные проекты. Насколько реально воплотить их в жизнь и начать коммерческую реализации? Есть ли возможность для вузов «выйти на рынок» со своим продуктом?
– Если вуз не может «выйти на рынок» со своим проектом – значит вектор его инновационного развития задан не совсем верно. Ведь это одна из основ – то, что продукт научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ должен иметь практическую реализацию. А коммерциализация как процесс начинается тогда, когда на этот продукт появляется заказчик. На самом деле, процесс коммерциализации очень сложен, он включает в себя взаимосвязанные этапы по подготовке предложения и его экспертизе инвесторами, договорному закреплению отношений между всеми участниками процесса, распределению прав на будущую интеллектуальную собственность, практическому освоению продукта и его дальнейшему совершенствованию.
Коммерциализация в современных вузах идет по нескольким направлениям. Это и проведение научных исследований за счёт программ, финансируемых из бюджета, а также проведение НИОКР по заказу предприятий регионального сектора экономики. Кроме того, на базе вузов создаются малые инновационные предприятия, центры технологии и инженерии и другие структуры. 
– Можете ли привести пример такой инновационно-образовательной структуры в Ульяновской области, которую Вы представляете в Государственной Думе?
– К примеру, на базе одного из вузов еще в 2007 году при содействии Правительства Ульяновской области создан Ульяновский областной Центр трансфера технологий (УлЦТТ), который предлагает широкий спектр услуг в области охраны интеллектуальной собственности и коммерциализации технологий, содействия в привлечении инвестиций для реализации начальных этапов освоения технологий, а также координации запросов промышленности и предложений исследовательско-конструкторских организаций. У Центра – серьезные деловые партнеры. Это Российская сеть трансфера технологий, Франко-Российская Технологическая сеть, Республиканский центр трансфера технологий Беларуси, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Британо-Российская Инновационная сеть.
Не так давно был открыт Инжиниринговый Центр Ульяновского государственного технического университета (ИЦ УлГТУ), созданный в рамках программы развития инновационной инфраструктуры университета. Основной целью создания Инжинирингового Центра стало развитие взаимодействия УлГТУ с реальным сектором экономики Ульяновской области и других регионов РФ. 
Стоит отметить, что Ульяновский государственный технический университет – головной вуз Консорциума «Малых инновационных предприятий» («МИП»), образованного для осуществления совместной деятельности по развитию малых инновационных предприятий. Задача Консорциума МИП – создание благоприятных условий для коммерциализации инновационных проектов на основе интеграции научного, образовательного, инновационного и технологического потенциала организаций – членов Консорциума. 
Полезность создания в вузе указанных структурных подразделений уже доказана результатами. Например, тем, что сегодня университетом накоплен значительный потенциал интеллектуальной собственности. Так, на 1 января 2016 года ученые вуза имеют 4984 охранных документа на результаты интеллектуальной деятельности, заключено 91 лицензионное соглашение на право использования разработок учёных вуза.
Естественно, когда мы говорим о положительных результатах коммерциализации научных исследований, мы не можем не упомянуть, что в нашей стране все еще наблюдается достаточно низкая активность бизнеса в вопросах заказа проведения научных исследований. Кроме того, приходится признать недостаток высококвалифицированных специалистов для работы в направлении коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности. Впрочем, эти проблемы вполне решаемы. 
- Как бы Вы охарактеризовали на сегодняшний день состояние профильной и предпрофильной подготовки учащихся? 
– Эта система действует – и вполне успешно. Я могу привести самые свежие данные непосредственно по Ульяновской области. Здесь на профильных образовательных программах учится 6807 человек, что составляет 66,8 %, от общей численности учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций области. Если сравнивать с прошлым учебном годом, то количество тех, кто выбрал профильное обучение, увеличилось на 1,6 %. 
В новом учебном году предпрофильной подготовкой уже охвачено 3865 учащихся 9-х классов общеобразовательных организаций.
Образовательные программы профильного обучения ориентированы на конкретные области знания и виды деятельности с предметно-тематическим содержанием, направленным на своевременное выявление и развитие способностей и склонностей учащихся, в том числе на подготовку школьников к продолжению обучения в организациях среднего профессионального образования и высшего образования. 
– Какие программы для развития профессионального образования действуют в Ульяновской области?
– Развитие профессионального образования осуществляется в соответствии с Государственной программой «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014 – 2018 годы». 
С февраля 2014 года мы внедряем в области дуальную модель образования в рамках федерального проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Участники проекта – Ульяновский техникум приборостроения и открытое акционерное общество «Утёс», Ульяновский авиационный колледж и акционерное общество «Авиастар-СП». Уже разработаны образовательные программы согласно требованиям, необходимым для реализации проекта, сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию проекта. В сентябре 2014 года образовательные организации – участники проекта – приступили к обучению по программам среднего профессионального образования по профессии «Станочник» и по специальности «Технология машиностроения», в 2015 году произведен второй набор для обучения в рамках реализуемого проекта.
В рамках реализации дуального обучения на АО «Авиастар-СП» и ОАО «Утёс» организованы стажировки мастеров производственного обучения и преподавателей образовательных учреждений. Так, в течение двух последних лет, в Ульяновском авиационном колледже, например, прошли стажировку на предприятиях более 50 педагогических работников колледжа. Ульяновский авиационный колледж стал региональной стажировочной площадкой по повышению квалификации педагогов и мастеров производственного обучения с участием Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова (далее – УлГПУ) и АО «Авиастар-СП» на основе Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве. В 2015 году на базе колледжа проведено 5 стажировочных площадок и выездных практических занятий в рамках реализации программ ДПО совместно с кафедрой стандартизации профессионального и технологического образования УлГПУ, а также с АО «Авиастар СП». 
Созданная таким образом учебно-профессиональная среда позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию обучающихся в рамках контрактной подготовки для предприятия.
В 2015 году Ульяновская область стала победителем конкурса на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации в целях предоставления в 2016 и 2017 годах из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на финансовое обеспечение мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в системах среднего профессионального и высшего образования. Общий объём софинансирования из федерального бюджета на 2016-2017 годы составит 300 млн. руб. 
– Все это прекрасно, но востребованы ли выпускники профессиональных колледжей у работодателей области? Разработаны ли специальные программы, чтобы связать студентов колледжей и их будущих работодателей? 
– Управление по развитию человеческого потенциала Правительства Ульяновской области обобщает информацию и координирует работу всех исполнительных органов государственной власти по данному направлению.
Для организации работы исполнительных органов государственной власти в рамках курируемой отрасли по оказанию содействия образовательным организациям и студентам по вопросам организации прохождения практик и дальнейшего трудоустройства в регионе разработаны и утверждены в апреле 2015 года Методические рекомендации по организации системы сопровождения учащихся (студентов) и выпускников образовательных организаций Ульяновской области.
В 2015 году также издано распоряжение Губернатора Ульяновской области о закреплении профессиональных образовательных организаций за отраслевыми министерствами. 
Учитывая остроту и актуальность проблемы трудоустройства, на базе Ульяновского электромеханического колледжа в 2015 году создан Региональный центр содействия трудоустройству выпускников (РЦСТ). Именно РЦСТ призван наладить взаимодействие между профессиональными образовательными организациями и предприятиями различных отраслей экономики, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда, научиться получать объективную информацию для определения стратегии в отношении выпуска специалистов. 
И эта система дает свои результаты. Сегодня процент трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций по специальности ежегодно составляет от 60 до 65%. 
– Какие общие проблемы в области образования сегодня стоят перед Ульяновской областью? Как Вы планируете способствовать их разрешению?
– Одна из проблем при существующей инфраструктуре системы образования в Ульяновской области – это увеличение количества школьников, которые учатся во вторую смену. Рождаемость в области растет, строятся новые микрорайоны, что вызывает потребность в создании новых мест в общеобразовательных организациях в каждом муниципальном образовании. 
Как мы решали эту проблему? Использовали внутренние ресурсы – укрупняли объекты через создание филиальной сети, пересматривали границы микрорайонов образовательных организаций (чтобы открыть дополнительные первые классы в связи с увеличением числа первоклассников). Данные меры позволили сократить количество обучающихся во вторую смену уже в 2014, 2015 г.г. на 2259 человек.
Другой ресурс, который был использован на территории крупных городов и тоже дал положительные результаты, – это высшая школа. 
В 2015 году в двух ведущих университетах Ульяновской области открылись «Школы старшеклассников» (университетские и лицейские классы) с численностью обучающихся порядка 150 человек. С использованием ресурсов вуза для школьников организована система дополнительного образования, расширяющая их учебные возможности. 
Одним из приоритетных направлений государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2018 годы стало создание новых мест для учащихся. Я буду способствовать привлечению финансовых средств из федерального бюджета на строительство новых школьных зданий.
– Новые здания будут строиться только в городских районах? Или в сельских тоже? Как сегодня развивается ситуация с малокомплектными сельскими школами в Ульяновской области? Для всех ли детей школьного возраста доступны средние образовательные организации?
– Мы всегда поддерживали и будем поддерживать сельскую школу. Постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 29.10.2015 №953/41-5 «Об отнесении в 2016 году образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, к малокомплектным образовательным организациям» утверждён список, включающий 78 общеобразовательных организаций. Количество малокомплектных школ, получающих финансовую поддержку из областного бюджета, все время растет.
Мы сознаем необходимость сохранения небольших сельских школ, однако здесь есть нюанс. Прежде всего – они обходятся гораздо дороже, чем содержание крупных образовательных центров. В целом, если собрать десять маленьких школ, то они обойдутся государству в большую сумму, чем один крупный центр, в котором учится столько же учеников. Однако, исходя из здравого смысла, на отдаленных территориях без школ все равно не обойтись. 
Но мы с вами понимаем, что качественное обучение – это современное высокотехнологичное оборудование, постоянная подготовка преподавательского состава… И все это делать в рамках крупного образовательного центра, конечно, легче. Это не значит, что мы должны согласиться с тем, что в сельских школах всегда будет ниже уровень подготовки учеников. Нет, это значит только одно – что сельским школам нужно уделить больше внимания, для того чтобы уровень подготовки преподавательского состава и уровень самих учеников был на уровне крупных образовательных центров. Для решения этой задачи мы активно используем сеть Интернет.
В целях повышения доступности высококачественного общего образования создана сеть базовых общеобразовательных организаций, насчитывающая 113 единиц, которые имеют статус «базовая школа». В них созданы необходимые условия для реализации требований новых федеральных государственных образовательных стандартов. Создана филиальная сеть общеобразовательных организаций, направленная на поддержку школ, находящихся в сложных социальных условиях. Обеспечивается методическое сопровождение поддержки школ, имеющих низкие результаты по итогам ЕГЭ. 
– Доступность образования – одна из важнейших его условий. Григорий Артёмович, Вам довелось стоять у истоков программы «Школьный автобус». Как в настоящее время идёт реализация этого проекта?
– Для нас очень важно предоставить современное образование каждому ребенку, как городскому, так и проживающему в самом отдаленном уголке нашей области. Для этого мы приобрели школьные автобусы для всех сельских муниципальных образований. 
В настоящее время подвоз учащихся осуществляется из 462 населённых пунктов Ульяновской области. За годы реализации программных мероприятий с 2007 по 2013 году для Ульяновской области закуплено и направлено в школы 250 единиц техники для перевозки учащихся.
– Как сегодня реализуются проекты реконструкции устаревших зданий в сельских школах? Строятся ли там спортивные залы, площадки и другие сооружения?
- В период с 2009 по 2012 годы в рамках противоаварийных мероприятий была снята аварийность и проведен капитальный ремонт в 20 сельских общеобразовательных школах на общую сумму 116,6 млн. рублей.
В рамках реализации областной целевой программы «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011-2015 годы и Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Ульяновской области в период с 2012 по 2013 годы проведён капитальный ремонт в 64 общеобразовательных организациях, находящихся в сельской местности. В 2014-2015 годах из областного бюджета Ульяновской области на проведение капитального ремонта и снятия аварийности в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2014-2018 годы 16 общеобразовательным организациям направлено 40,33 млн. рублей.
В целях реализации Постановления Правительства РФ, Министерством образования и науки области разработан комплекс мер по созданию условий для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях Ульяновской области, расположенных в сельской местности. Уже сегодня, в соответствии с этим комплексом, отремонтированы 17 спортивных залов сельских общеобразовательных организаций, перепрофилирована 1 аудитория для занятия физической культурой и спортом, обустроены 15 открытых плоскостных спортивных сооружений, созданы 17 школьных спортивных клубов. Денежные средства получены 50 общеобразовательными организациями, распложенными в сельской местности, в 15 муниципальных образованиях области.
– Вы говорили о том, что главное – это учитель. А какова на сегодняшний день ситуация с педагогическими кадрами в школах области?
– Наибольшую потребность муниципальные образовательные учреждения Ульяновской области испытывают в учителях начальных классов, английского языка, математики, русского языка и литературы.
На новый 2016-2017 учебный год было выставлено 332 вакансии, в том числе в дошкольные образовательные учреждения – 60 специалистов, в учреждения дополнительного образования детей – 29 специалистов.
Однако все эти проблемы решаемы, мы постепенно закрываем эти вакансии. Закрываем путем трудоустройства высвобождаемых педагогов в связи с оптимизацией образовательных организаций, перераспределения учебной нагрузки среди педагогов, привлечения совместителей из других учебных заведений. Таким образом, на начало учебного года укомплектованность муниципальных образовательных организаций Ульяновской области составит 100%.
– Существуют ли какие-нибудь программы по поддержке молодых учителей сельских школ области?
– Для привлечения молодых специалистов в образовательные организации Ульяновской области на региональном уровне предусмотрены меры социальной поддержки молодых специалистов. В соответствии с региональным законодательством, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление стопроцентной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 325 рублей. Кроме того, молодые специалисты, работающие в сельской местности, в рамках Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 годы и на период до 2020 года», могут быть обеспечены доступным жильём на селе на основе софинансирования расходов на строительство. В муниципальных образованиях также принимаются меры по социальной поддержке молодых специалистов. Во всех районах установлены дополнительные денежные выплаты. 
– Ульяновская область – богатый край, в том числе и в этническом смысле. Учитывает ли сегодня образовательный стандарт национальную специфику и этнокультурные особенности края?
– Вы правы, Ульяновская область – это особенный регион. Веками здесь бок о бок жили и трудились представители разных народов и вероисповеданий. Складывались крепкие межэтнические связи, которые способствовали взаимному процветанию. Поэтому вопросам развития этнокультурного образования в нашем регионе уделяется самое пристальное внимание.
Я считаю, что качественное обеспечение введения ФГОС общего образования априори решает и проблемы этнокультурного обучения. Сегодня, согласно новым стандартам, этнокультурное обучение рассматривается как важнейший элемент системы поликультурного образования, которое, кроме этнокультурных, включает в себя национально-региональные, общероссийские и общечеловеческие аспекты. 
Этнокультурное образование – это освоение родной и неродной культуры, представление об их месте в России и мире, овладение этнокультурными ценностями, формирование адекватной модели поведения в полиэтнической среде.
Поэтому этнокультурное образование не следует понимать только как обучение школьников родному языку. По сути оно является фактором формирования основ национального менталитета, российской общенациональной общности. 
– Теоретически – звучит прекрасно. Но не могли бы Вы рассказать, как это решается на практике?
– У нас в Ульяновской области развита сеть образовательных организаций, где введены специальные дисциплины этнокультурной направленности (такие, как родной язык и литература). Этнокультурные компоненты интегрируются в традиционные предметы – историю, литературу, географию, а также во внеурочную деятельность: походы в музей, творчество детских кружков и фольклорных коллективов. 
Различные формы этнокультурного образования в 2015-2016 учебном году охватывают 10689 учащихся (что больше на 619 человек в сравнении с 2014-2015 учебным годом – 10070) в 244 общеобразовательных организациях (на 9 больше, чем в прошлом учебном году). Это составляет 60,4% от общего количества общеобразовательных организаций области, в прошлом учебном году – 57,9%. Таким образом, из года в год все больше и больше детей имеют возможность изучать культуру и язык родного народа.
История и культура народов области не остаются в наших школах без внимания. Так, в Ульяновске на базе МБОУ СОШ № 64 наряду с успешным изучением татарского языка для школьников созданы Центр чувашской культуры и Центр финно-угорских культур, а в школе № 78 открыт музей культуры, истории и быта азербайджанского народа. Работают воскресные школы, где дети могут погрузиться в культуру армянского, еврейского, украинского, ингушского и других этносов. 
Практически во всех районах Ульяновской области изучается родной язык, традиции, культура и быт народов Поволжья. Причем в общеобразовательных организациях 16-ти муниципальных образований изучают два и более родных языка.
Эффективность нашей образовательной деятельности можно оценить через результаты олимпиад по родному языку. Ежегодно проводятся региональные олимпиады по татарскому, чувашскому и мордовскому языкам и литературе. А победители регионального этапа принимают участие в межрегиональных олимпиадах родного языка и литературы, по итогам которых в Ульяновской области имеются победители и призёры по мордовскому и татарскому языку и культуре.
В общеобразовательных организациях Ульяновской области с 18 по 29 февраля 2016 года проводилась декада, посвященная Дню родного языка, объявленная Министерством образования и науки Ульяновской области.
В дни декады состоялись открытые уроки, школьные научно-практические конференции, круглые столы, конкурсы, фестивали, беседы, диспуты и вечера, литературные гостиные, были организованы выставки народного костюма, прикладного детского творчества, демонстрирующие культуру, быт и традиции родного народа. Актуальность проведения данных мероприятий бесспорна, поскольку они призваны развивать чувство уважения ко всем языкам, бережного отношения к родному языку, как к хранилищу духовного и культурного наследия предков. 
– Совсем скоро учащиеся выпускных классов будут сдавать ЕГЭ и поступать в выбранный вуз. Какой совет Вы можете дать девушкам и юношам «обдумывающим житье» в области выбора будущей профессии?
– Во-первых, удачной и честной сдачи единого государственного экзамена. Во-вторых, при выборе будущей профессии ориентироваться на свои интересы, а также на потребности современной экономики региона и Российской Федерации в целом.
Хотелось бы высказать напутствие выпускникам: оставайтесь в своём родном регионе! Ульяновской области нужны инженерные кадры, и наши вузы и ссузы готовят квалифицированных специалистов по этому направлению. Как отметил Владимир Владимирович Путин на заседании Совета при Президенте по науке и образованию, прошедшего в июне 2014 года, сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые способны создавать прорывные технологии и на их основе формировать собственную мощную производственную базу. Поэтому ключевой фактор конкурентоспособности государства – качество инженерных кадров. Да, вы видите – вне зависимости от эпохи, кадры, по-прежнему, решают все…

Просмотров: 523 | Добавил: Наш_край | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Май 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 275

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0