Эстетическая и художественная культура — важнейшие
составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в
человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и
деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов
маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая
среда откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с
родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих,
настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика - всё это впитывается,
откладывается, фиксируется в сознании.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах
возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу
целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на
его результативность.
Творчество — форма самоутверждения человека, его
самодеятельности и саморазвития. Всякая творческая деятельность по своей сути
эстетична, так как в процессе ее постигается гармония мира, его красота,
развиваются созидательные, общечеловеческие силы. Воспитание творчества — это
развитие самостоятельности, активности личности, умения диалектически мыслить и
действовать в соответствии с идеалами. Под эстетическим воспитанием понимают
целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к
действительности.
Принципы
эстетического воспитания следующие:
- связь воспитания с
жизнью;
- единство
воспитания, обучения и развития;
- комплексный подход
ко всему делу воспитания;
- сочетание
педагогического руководства с инициативой, самодеятельностью и
самостоятельностью;
- систематичность и
последовательность воспитания;
- учет возрастных и
индивидуальных особенностей воспитуемых.
Все перечисленные
принципы представляют целостную систему. Теснейшая их взаимосвязь обеспечивает
эффективность процесса эстетического формирования личности.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице
мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения
главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности,
творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Наталья Нейфельд, преподаватель МОУ ДОД «Николаевская ДШИ».
|